100-летие тувинских классиков

Арапчор Алексей Дугерович

Арапчор Алексей Дугерович – родился 3 сентября 1924 года в п. Межегей Тандинского района. Окончил Кызылский государственный педагогический институт, много лет работал учителем школ республики, старшим корреспондентом газеты «Шын», Заслуженный учитель школ РСФСР.

Литературную деятельность начал с 1943 года. Первое стихотворение было опубликовано в 1943 г. В 1964 году вышел первый сборник стихов «Кадарчынын ыры» («Песня пастуха»). Автор рассказов, очерков. Умер в 2009 году.


Бюрбе Саая Манмырович

Бюрбе Саая Манмырович (05.12.1924 — 11.06.2012) – известный в Туве композитор старшего поколения, носитель фольклора, активист культуры, заслуженный работник культуры Тувинской АССР, заслуженный работник культуры Российской Федерации (2005), председатель Союза композиторов Республики Тыва, ветеран труда.

Он родился 5 декабря 1924 года в с. Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна в многодетной семье аратов – Манмыра Менгитиевича и Оруспай Уртанаевны. Отец будущего композитора был мастером-изготовителем тувинских народных инструментов, поэтому в семье все играли на инструментах. Это влияло на развитие музыкальных способностей Бюрбе Саая.

В 1945 году поступил в Кызылское торговое училище, которое успешно закончил в 1946 году. Первые рабочие шаги трудовой деятельности начались в Мугур-Аксы. Он  с 1946 по 1950 работал  на  должности старшего бухгалтера Монгун-Тайгинского районо. Молодой бухгалтер активно принимал участие в соревнованиях по хурешу, и неоднократно побеждал.

С 1950 по 1953 годы учился в Минусинском культурно-просветительском училище на хореографа. Он, успешно окончив училище, трудился заведующим отделом, методистом, потом директором при областном Доме народного творчества.

В 1954 г. министерством культуры Саая Бюрбе  вместе с Р. Кенденбилем был направлен на учебу в музыкальное училище при Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Учеба в училище стала стартом для его творчества. Он во время учёбы написал пьесу для скрипки «Воспоминание о Туве», под руководством педагога Галины Уствольской – квартет для струнных инструментов.

С 1964 по 1966 год проходил стажировку на теоретико-композиторском факультете Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс профессора А.Николаева).

Композитор, где бы ни работал, всегда умел проявить свои таланты, отличался организаторскими способностями. Он возглавлял хоровое общество Тувинской АССР (1958-1985), работал старшим инспектором по искусству Министерства культуры республики, преподавал уроки народных инструментов в Кызылском училище искусств (1993-1995) и заведовал сектором музыкального образования в Институте развития педагогического образования (1995-2002), был председателем правления Тувинского регионального отделения Союза композиторов РФ (1995-1995). Также он был членом жюри многих республиканских фестивалей и конкурсов, являлся делегатом VII съезда композиторов России и участником многих других культурных акций.


Конгар Хургулек Байыскылановна

Конгар Хургулек Байыскылановна – Заслуженная артистка РСФ (15 марта 1961), Народная артистка Тувинской АССР (1966), Народная артистка РСФСР (1984), кавалер Ордена Трудового Красного Знамени.

Родилась 15 марта 1924 года в с.Бай-Тал Бай-Тайгинского кожууна (Тувинская Народная Республика, ныне Республика Тыва). Училась в Кызыл-Мажалыкской школе, жила в интернате. В школе участвовала в художественной самодеятельности, хорошо пела, играла на балалайке.

В 1941 году переехала в Кызыл, начала учиться в театрально-музыкальном училище (ТМУ). Юную Хургулек взяли на музыкальное отделение, где она вместе с другими студийцами училась читать ноты, играть на инструментах и петь. Хургулек сначала была в оркестре, затем с нею, как и с Екатериной Седип-ооловной Кенденбиль, стал заниматься вокалом хормейстер Сергей Булатов. На неё обратил внимание режиссер Иван Яковлевич Исполнев, который выпускал уже второй учебный спектакль театра-училища «Тонгур-оол» С.Тока. Роль пионерки в этом спектакле была поручена Хургулек. Актерская одаренность девушки, собственно, и определила ее дальнейшую судьбу. В 1944 г. в спектакле «Хайыраан бот» она сыграла роль Уран — младшую сестренку Кара.

Регулярно выступая в концертах репертуар юной Хургулек постепенно расширялся и уже входили отдельные арии из оперетт, музыкальных комедий. Нежное звучание ее красивого чистого сопрано очаровывало всех. Затем она стала исполнять ведущие партии в музыкальных спектаклях: «Яринка в «Свадьбе в Малиновке», Оксана — «Запорожец за Дунаем», Дангына в музыкальной сказке «Чечен и Белекма», сваха Джихан в «Башмачках», тетушка в «Аршин мал Алане». И можно сказать, что музыкальными становились и драматические спектакли, если было место для пения героиням Хургулек Байыскылановны Конгар. Это «Весна в Москве», где актриса исполняла роль молодого ученого Ковровой, «Песня Софии» — София, Людмила Карцева в «Курортном знакомстве».

Рядом с крепнувшим вокальным исполнительством в музыкальных постановках, с годами набирало силу, углублялось и утончалось ее актерское мастерство в драматических спектаклях. И здесь диапазон ее возможностей был весьма широк: «Тоска» Дж. Пуччини — Тоска; «Свадьба в Малиновке» — Яринка; «Запорожец за Дунаем» — Оксана; «Чечен и Белекмаа» — Дангына; «Башмачки» — сваха Джихан; «Аршин мал Алан» — тётушка; «Козы Карпеш и Баян-Слу» — девушка Баян-Слу; «Платон Кречет» — Надя; «Хайыраан-бот» — Уран, Салбакай; «Именем революции» Шатрова — жена командира; «Коварство и любовь» Шиллера — леди Мильфорд; «Ночь лунного затмения» Мустая Карима — Танкебике; «Самбажык» — Таданай; «Гроза» Островского — Катерина; «Нэркэс» — Зумрад.

Семья: муж — Николай Монзуёлович Конгар (партработник); дочь — Роланда Николаевна Конгар (педагог-переводчик), сыновья — Мерген Николаевич Конгар (артист), Валерий Николаевич Конгар (юрист-силовые структуры).

Умерла 6 января 1996 года в Кызыле, похоронена на городском кладбище.


Сагаан-оол Виктор Биче-оолович

Сагаан-оол Виктор Биче-оолович (03.08.1924 — 19.11.2002)- Родился 13 августа 1924 года в местечке Даштыг-Хол Барун-Хемчикского кожууна Тувинской Народной Республики.

Учился на курсах ликбеза, в Кызыл-Мажалыкской начальной школе, на курсах инспектором-пожарников, в торгово-кооперативном училище.
Трудовую деятельность начал в 1941 году рабочим золотого прииска Эми. Служил в противопожарной охране, заведовал районным магазином в Барун-Хемчике, был начальником паспортного стола, заведовал магазином и столовой в Эрзине, работал плотником и каменщиком на стройках Кызыла.

Поэт. Литературную деятельность начал в 1942 году. Его стихи печатались в газете «Шын»,в журнале «Заря революции». автор сборников стихов «Песня рабочего» (1968), «Весенний мотив» (1972), «Красная помощь» (1975), «Серебряные стрелы» (1979), «Золотая птичка» (1983), «Кынгыргай» (1991),»Песня — Крылья» (1996).

Сборник «Песня рабочего» издан на русском языке.
Член Союза писателей Республики Тыва. Награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».


Сурун-оол Салим Сазыгович

Сурун-оол Салим Сазыгович (15/04/1924 — 10/04/1995) – поэт, прозаик, переводчик, заслуженный писатель Тувинской АССР, Народный писатель Тувы.

С. С. Сюрюн-оол родился 15 апреля 1924 года в местности Ак Барун-Хемчикского хошуна Тувинской Народной Республики. В 1938 году, окончив Кызыл-Мажалыкскую начальную школу, поступил в Кызылский педагогический техникум. В связи с начавшейся войной его вместе с другими старшекурсниками отправили в дальние районы работать учителем. Преподавал в школах сел Тээли, Бельбей, Кок-Тей. Обучался в совпартшколе (1946), Кызылском государственном педагогическом институте (1954), Коммунистическом университете трудящихся Востока (1946). После окончания С. С. Сюрюн-оол был назначен инструктором Тувинского обкома КПСС, затем директором. Возглавлял Тувинское книжное издательство, затем был главным редактором, редактором радиокомитета. В 1968-1984 гг. трудился ответственным секретарем правления Союза писателей тувинской АССР, с 1984 по 1990 г.  – научным сотрудником Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории.

С.С. Сурун-оол является автором таких поэтических сборников как: «Баштайгы ном»(«Первая книга, 1952), «Мээң аалым» («Мой аал», 1957), «Кѳк-кѳк даглар» («Синие горы», 1969). Первые его стихи стали песнями, а басни – основой анекдотов.

В 1950-ые годы одновременно со стихами начал писать рассказы, повести, очерки: «Письма Силиг-оола» (1965), «Глухая речка» (1968), «Оржунмаа и Балдай-оол», «Два письма». В повестях остро ставились проблемы межнациональных отношений, тунеядства, пьянства, разврата.

Повести и романы «Поручение лейтенанта» (1970), «Клятва матери» (1974), «Чей сын?» (1977), «Посторонняя женщина» (1980), «Ворон, говорящий по-тувински» (1993), выходя в свет, имели резонанс среди читателей и критиков.

Его перу принадлежат пьесы: «В саду» (1957), «Об этом позже» (1959), «Незваный гость» (1959), «Вы опоздали, доктор» (1968).

С. Сюрюн-оол перевел и издал:  «Фонарики» А. Барто (1951), «Павлик Морозов» В. Губарева (1951), «Сын полка» В. Катаева (1951), «Круглый год» С. Маршака (1951), «Красная шапочка» Ш. Перро (1951), «Когда это бывает» А. Рылова (1951), «Первоклассница» Е. Шварца (1951), «Конек-Горбунок» П. Ершова (1953), «Бородино» М. Лермонтова (1955), «Подлинная история А-Кью» Лу Синь (1960)  и другие произведения русских и советских поэтов.

Салим Сурун-оол внес большой вклад в развитие тувинской литературы, большинство его стихов и произведений вошли в учебники тувинской литературы для школ.


Чыргал-оол Алексей Боктаевич

Чыргал-оол Алексей Боктаевич (24.04.1924 — 10.03.1989) – Первый профессиональный композитор Тувы, один из основоположников тувинской композиторской школы, общественный деятель.

Родился в сумоне Шуй Бай-Тайгинского кожууна в семье простых аратов. Его отец – Кара-Донгак Бокташ был охотником и скотоводом. С раннего детства Чыргал (так его звали в детстве), научился играть на народных музы­кальных инструментах и овладел горловым пением. Начальное образование получил в Кызыл-Мажалыкской средней школе. Позже обучался в учебном комбинате Кызыла, затем поступил во вновь открывшийся театр-студию на актерский факультет. Его первыми преподавателями по музыке стали Р. Миронович и А. Аксенов (специалисты, приглашенные из Москвы для оказания помощи в культурном строительстве).

В 1944 году, когда началась паспортизация населения, Чыргал получил имя Алексей (под влиянием Алексея Аксенова), а свое имя сделал фамилией. После окончания музы­кально-театрального училища А. Чыргал-оол работал актером в театре, где сыграл около 20 ролей. Был ярким актером, однако тяга к музыке не ослабевала. По предложению своих коллег А. Чыргал-оол ре­шил профессионально учиться музыкальной композиции.

В 1951 году поступил в Казанскую консерваторию на композиторский факультет в класс А. С. Лемана. По окончании консер­ватории в 1957 году его дипломной работой стала симфоническая поэма «Алдан-Маадыр», которая стала первым симфоническим произведением в истории тувинской профессиональ­ной музыки.

Произведения А. Чыргал-оола в разных жанрах вошли в золотой фонд тувинской музы­кальной культуры, его музыка стала классикой, эталоном для других поколений композито­ров. А. Чыргал-оол внес огромный вклад в дело формирования и развития новой музыкаль­ной культуры Тувы советского периода.

Алексей Боктаевич стал первым директором Кызылского музыкального училища и преподавателем теоретических дисциплин. Им была проделана большая работа по подготовке открытия училища, комплектованию его материально-технической базы, организации учебного процесса, формированию преподавательского состава. В первый год обучение велось по специальностям: дирижёрско-хоровая, теоретико-композиторская, народные инструменты, духовые инструменты, фортепиано, вокал.